+ Увеличить шрифт    - Уменьшить шрифт

В.С.Никитин. Об уроках национально-освободительной борьбы 1612 года для современной России

10 ноября 2012 19:31 | Пресс-служба Псковского ОК КПРФ

Выступление Председателя ЦКРК КПРФ, организатора Созидательного Движения "Русский Лад" В.С. Никитина на "круглом столе" в Государственной Думе на тему: «Уроки национально-освободительной борьбы 1612 года для современной России».









«Смутное время XVII века» — это драматический период русской истории с 1598 по 1618 год, характеризующийся безвластием, самозванством, междоусобной войной, иностранным вмешательством, народно-освободительным восстанием, восстановлением государственности и преодолением последствий Смуты. Это результат династического, социально-экономического, духовного и политического кризиса.

Смута прошла три периода. Первый — борьба бояр за власть и престол. Второй — борьба казачества и крестьян против высших землевладельцев. Третий — национально-освободительная борьба русских людей с иноземными врагами и своими «ворами».

История развивается по спирали. В конце XX века в России вновь началась Смута, похожая на Смуту XVII века. Она продолжается и сейчас. Чтобы преодолеть её с меньшими потерями нужно извлечь уроки из опыта наших предков. А главное, мы должны понять каким образом народ взял судьбу страны в свои руки, сберег Отечество и заставил уважать своё мнение на выборах. Поэтому сегодня в Государственной Думе фракция КПРФ по инициативе Движения «Русский Лад» вынесла на обсуждение вопрос «Об уроках национально-освободительной борьбы 1612 года для современной России».

Национально-освободительная борьба народа в 1610 — 1613 годах

«Национально-освободительная борьба народа» — это борьба за мировоззренческую независимость, политическую самостоятельность и территориальную целостность страны. Это борьба против духовного и материального порабощения народа иноземцами. Поэтому ведется она «всем миром», всеми сословиями.

Патриарх Гермоген на Рождество 1610 года разослал по городам свои грамоты, призывая русских людей подняться против поляков. И города русские поднялись. С Севера шли городские ополчения. Из центральных областей прибывали дворянские отряды. С Юга и из Калуги приближались казачьи войска. Из многих вождей первого земского ополчения особо выделялись трое: рязанский воевода Прокопий Ляпунов, возглавлявший дворянские отряды; Тушинский боярин князь Дмитрий Трубецкой с боевыми холопами и казачий атаман Иван Заруцкий, получивший боярский титул от Лжедмитрия II, которые были избраны «троеначальниками» ополчения земли русской.

Однако в ополчении началась междуусобная борьба разных сословий. Ещё не освободив Москву от иноземцев и изменников, дворяне и казаки приступили к классовым разборкам. Первое земское ополчение распалось и к осени 1611 года под Москвой остались одни казачьи «таборы», в которых сидело около десяти тысяч человек. Они продолжали осаду Москвы, но уже не имели сил взять город. Заруцкий и Трубецкой называли себя правителями государства Московского, но поддержки от городов у них не стало. Так печально окончилось первое земское ополчение против поляков.

К осени 1611 года положение Московского государства стало отчаянным. Поляки взяли Смоленск и другие города по юго-западной границе. Шведы захватили Новгород и финское побережье. Таким образом, вся западная часть Московского государства оказалась в руках врагов. Земское ополчение распалось, казаки грабили и своевольничали. Никакого правительства не существовало. Русские люди были предоставлены сами себе. Казалось — всему приходит конец.

В эти ужасные дни вновь раздались голоса мужественных представителей духовенства. Не сдался врагам Троицко-Сергиевский монастырь. Его настоятель архимандрит Дионисий направил в русские города грамоты, призывавшие идти на помощь русскому войску, осаждавшему Москву, всем объединиться в патриотическом движении. Но патриарх Гермоген, угнетаемый в плену поляками и изменниками, тоже направил грамоты, предупреждавшие, что казаки, пригревшие в своих таборах Марину Мнишек — жену Лжедмитрия I, задумали воцарить на престол его сына Ивана, называемого в народе «воренком». Гермоген призывал не верить казакам и бороться с ними, как с поляками. Такая грамота Гермогена пришла в Нижний Новгород и попала в руки земского старосты Козьми Минина — Сухорука, который отличался громадным умом, энергией и железной волей.

Минин начал дело народного объединения тем, что предложил своим согражданам собрать казну и на неё устроить войско. Он же предложил избрать воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Затем направили грамоты в другие города. В них нижегородцы прямо говорили, что идут не только против поляков, но и против казаков и не дадут им делать никакого воровства. Казаки в свою очередь послали вперед отряды для противодействия нижегородцам и подготовили покушение на князя Пожарского. Поэтому второе земское ополчение пошло сначала не на Москву, а в Ярославль — главный город среднего Поволжья, чтобы присоединить к себе северные города. И это им удалось.

В Ярославле по инициативе Минина и Пожарского был созван «Совет всей земли». Состав этого земского Собора по оценке современников был полон и правилен. В нем было духовенство во главе с митрополитом Кириллом, который замещал умершего к тому времени патриарха Гермогена. В нем были бояре, избежавшие московской осады и польского плена. В нем были выборные люди из многих городов от служивого и тяглового населения. «Советом всей земли» были созданы чрезвычайные органы местного самоуправления в городах — «городовые советы» и в селах — «земские избы», которые подготовили благоприятные условия для возрождения государственности России. Возникла мысль — не спеша в Москву, избрать государя в Ярославле. Но польский король Сигизмунд в это время послал в Москву войска гетмана Ходкевича. Нельзя было допустить их соединения с осажденными в Кремле и Китай-городе поляками.

Второе земское ополчение пошло на Москву, но остерегаясь поляков и казаков, встало отдельным лагерем. Гетман Ходкевич напал на земское ополчение Пожарского и начал теснить русских. Казаки бездействовали. Тогда келарь Троицкой Лавры Авраамий Палицын убедил их вступить в бой с поляками. Особенную отвагу в бою проявил Козьма Минин. Взяв три сотни ратников, он бросился с ними на поляков и смял их. В результате войска Ходкевича вынуждены были уйти от Москвы. Оставалось очистить от поляков Китай-город и Кремль. Осада длилась около двух месяцев.

Объединенная русская рать 22 октября 1612 года выбила поляков из Китай-города и осадила Кремль. А 26 октября (или 8 ноября по новому стилю) польский гарнизон Кремля вместе с изменниками боярами капитулировал. Минин и Пожарский торжественно въехали в Кремль. Так Москва была очищена от поляков.

В январе 1613 года был собран знаменитый Земский Собор, избравший нового царя и ставший началом преодоления СмутыXVII века в Московском государстве. Это был, говоря по-современному, съезд народных представителей, представлявших все сословия и 50 городов России. В их числе были священники, дворяне, члены боярской Думы, казаки, посадские люди и крестьяне.

Это был яркий пример народоправства. Следует подчеркнуть, что именно по настоянию представителей дворянства, горожан и крестьян на Соборе было решено: «Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и не из каких неправославных государств на Московское государство не выбирать». В результате споров члены Собора избрали православного царя, олицетворявшего связь времен и поколений. Им стал двоюродный племянник последнего царя династии Рюриковичей — Федора Ивановича 16-летний Михаил Романов, которого спас ценой своей жизни от польских сабель староста села Домнина русский крестьянин Иван Сусанин.

Об итогах Смутного времени

1. Смута выявила державную роль народа в государстве и подняла самосознание народа на державную высоту. Историк Ключевский писал: «Из потрясения, пережитого в Смутное время, люди Московского государства вынесли обильный запас новых политических понятий… В Смуту идея о государе, стала сливаться с понятием о народе». Изменилось мировосприятие русских людей.

Народ на деле показал, что державность — это самодержавие народа, а не государя. За Державу народ русский был готов стоять до конца. Это подтверждается беспримерной, почти двухлетней обороной Смоленска, защитой Троице-Сергиевой Лавры, подвигами Ивана Сусанина и других народных героев.

2. Смута привела к новому способу управления страной и созданию сильного централизованного государства.

Россия встала на путь формирования сословно-представительной монархии. К управлению страной активно привлекались Боярская дума и земские соборы в широком составе. Впервые политически дееспособным становится население посада и крестьяне, не входившие в число избирателей.

Ключевский О.В. подчеркивал, что «Земский собор, собранный на основе Совета всей земли, как народное представительство, возник у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить государственную власть. В этом его отличие от западно-европейского представительства». Для русского народа централизованное сильное государство — это созданный им инструмент обеспечения державности, сбережения народа и территории, гарант защиты от внешних врагов и природных катаклизмов.

3. Смута показала, что в период общего кризиса избежать тяжелых потерь и потрясений, обрести прочный социальный мир можно только путем сотрудничества всех слоев общества на основе отечественных духовных ценностей и традиций.

Русская земля и её народы, собравшись с духом и с силами, восстановили разрушенное государство, и это показало, что государство Московское не было созданием и «вотчиной» своего царя, а было общим домом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей великого Российского царствия». Для достижения социального мира в Отечестве за период с 1613 по 1619 годы 34 тысячи героев освободительной войны были награждены золотыми монетами с изображением Георгия Победоносца, а сражавшимся на другой стороне объявлена амнистия. Так Россия преодолевала Смуту.

Об исторических параллелях

Смутное время XVII века и нынешнее смутное время во многом похожи, и в причинах и в следствиях. В основе их лежит все тот же «династический», социально-экономический и духовно-политический кризисы.

Нынешнее смутное время началось в 1987 году и продолжается по настоящее время. Смута началась в информационном пространстве с так называемого «нового мышления», навязанного Западом генеральному секретарю ЦК КПСС Горбачеву М.С., и с «перестройки» СССР под убийственным для него лозунгом «больше демократии — больше социализма». Вступив на путь мировоззренческого предательства, горбачевцы породили смуту в головах людей и разрушили моральные и материальные устои многовековой российской державы.

В результате, к власти пришел активный борец с привилегиями партноменклатуры, а на деле ставленник западного капитала Борис Ельцин. По своему характеру он был похож на царя Бориса Годунова. О Годунове историк Н. И. Костомаров писал следующее: «Все цели его деятельности сводились к собственным интересам, к своему обогащению, к усилению своей власти, к возвышению своего рода…». Ельцин тоже ради власти был готов на любое преступление. Вопреки воле народа, высказанной на референдуме, Ельцин вместе с предателями Шушкевичем и Кравчуком, по указке Запада, разрушили нашу державу -СССР. Затем Ельцин ликвидировал «Совет всей земли», расстреляв в 1993 году здание Верховного Совета РСФСР из танковых орудий и разогнав народных депутатов, он сдал Российскую Федерацию во внешнее управление Западу, что закреплено соглашением со Всемирным банком.

В 1996 году Ельцин вновь обманул народное волеизъявление. Он, украв власть у избранного народом Зюганова Г.А., фактически сдал её ставленникам мирового финансового капитала — «семибанкирам». Эта «семибанкирщина», как и «семибоярщина» в XVII веке, убедившись, что здоровье Ельцина пошатнулось, отправила его в отставку, подготовив ему замену в виде малоизвестного тогда Путина В. В. Затем уже Путин по указке Запада представил России мало известного преемника в лице Медведева Д.А., поклонника западного либерализма.

Таким образом, в России начался период самозванства и лжеправителей. Лжеправителей, потому что ни президент, ни председатель Правительства РФ, по мнению ряда политологов, на самом деле ими фактически не являются, а лишь играют отведенную им роль, имитируя государственную деятельность. А самозванство проявляется в том, что они избраны на эти посты путем массовой фальсификации выборов и превращения этой процедуры в целом в фарс.

Вся реальная власть по управлению Россией находится сейчас за её пределами. Ярким доказательством наличия внешнего управления Россией является федеральный бюджет на 2013–2015 годы. В нем все сверхплановые доходы от нефтегазового комплекса до 2017 года будут изыматься из экономики России, переводится в Резервный фонд, а от туда прямиком в западные банки под 2 процента годовых. Затем наши же деньги российские банки будут брать под 5–7 процентов годовых, а гражданам России выдавать под 18–20 процентов.

Вот так «нынешние правители» выплачивают «оброк» своим хозяевам — мировым ростовщикам, предавая Россию и её народы. Они демонстрируют полный отказ от мировоззрения, завещанного предками, разрыв связи времен и поколений, искоренение русского духа в науке, образовании и культуре, фальсификация отечественной истории, разобщение людей, организация в обществе войны всех против всех. Даже установление праздника Дня народного единства на самом деле было нацелено на раскол общества. Ведь в 1995 году Указом Ельцина «О днях воинской славы (победных днях) России» празднование народной победы в 1612 году было определено отмечать 7 ноября — в день, когда поляки прекратили сопротивление в Кремле. Этот праздник был объявлен не рабочим днем. Но, поскольку он совпадал с праздником Великой октябрьской социалистической революции, Путин своим Указом в 2004 году, вопреки историческим фактам, перенес этот нерабочий день на 4 ноября, чем внес раздор, а не согласие в общество.

Уроки национально-освободительной борьбы 1612 года

Первый урок. Смута начинается не на поле брани, а в информационном пространстве — в духовной среде с замены родного мировоззрения на чужое, с искажения понятий и фальсификации истории. Поэтому, главная задача патриотов России в XXI веке сохранить цивилизационный код России, связь времен и поколений, историческую память народа. Не позволить искоренить русский дух в науке, образовании и культуре. Одержать мировоззренческую победу.

Второй урок. Русский народ и другие коренные народы России поднимаются на освободительную борьбу против иноземных захватчиков и изменников Родины в период агрессии и оккупации русской земли. Надо показать народу, что Россия уже оккупирована мировыми ростовщиками. Их банковский спрут, благодаря стараниям изменников Родины, скрывающихся под масками правителей России, уже охватил своими грабительскими щупальцами всю страну в целом и каждый регион, город, село, предприятие и семью в отдельности. Банковский спрут лишил государствообразующий народ России право на власть, собственность, на имя и даже на жизнь.

Надо показать народу, что ярким доказательством наличия внешнего управления Россией является федеральный бюджет на 2013–2015 годы. На это уже указывает не только фракция КПРФ в Госдуме, но и Счетная палата РФ и Общественная палата РФ.

Третий урок. Национально-освободительная борьба принесла успех нашим предкам в 1612 году только тогда, когда общее благо России классы и сословия поставили выше своего сословного и личного блага. Первое народное ополчение распалось и не выполнило своей освободительной роли, потому что дворяне и казаки свои сословные классовые интересы поставили выше главной цели — освобождение России от иноземного ига. Второе ополчение Минина и Пожарского с помощью духовенства сумело соединить воедино дворян, посадских людей, боевых боярских холопов и крестьян. И только после того, когда все сословия поставили общий интерес освобождения Родины выше личных интересов, была достигнута победа над захватчиками и изменниками России. Важно отметить огромную роль органов местного самоуправления городов и сел, которые стали политической основой для государственности и державности России, что актуально и сегодня.

Таким образом, национально-освободительный этап борьбы против иноземных захватчиков — это самостоятельный этап. На борьбу против иностранного спекулятивного капитала и изменников России, против банковского гнета и долгового рабства надо подниматься всем миром, всеми сословиями и органами местного самоуправления под лозунгами: «Долой мировых ростовщиков и их наемников!», «Нет банковскому гнету и долговому рабству!», «Нет уничтожению малых городов и сёл России!», «Даешь Правительство народного доверия — Всероссийский народный совет!», «Вернем России Русский дух и Русский Лад!».

Просмотров: 724
Рейтинг:
  • 0
 
Наверх