+ Увеличить шрифт    - Уменьшить шрифт

В помощь агитаторам: Марксизм – ленинизм – основа идеологии КПРФ

28 декабря 2023 16:31 | Пресс-служба Псковского ОК КПРФ

1. Почему этот вопрос важен сейчас?

Ветераны КПРФ изучали марксизм-ленинизм в школах, техникумах, вузах. Работали Высшие школы ЦК КПРСС пятигодичные, трёхгодичные, двухгодичные, институт марксизма–ленинизма, изучался предмет «Научный коммунизм». В каждой области, республике действовал Дом политического просвещения. В стране были тысячи и тысячи пропагандистов общества «Знание», специально подготовленные коммунисты, партийным поручением которых было быть пропагандистом. Сейчас вновь вступивший в КПРФ кроме поверхностного изучения Устава и Программы партии не знает основополагающих партийных документов. Вот почему азы научного марксизма должен знать каждый член партии. Этому посвящена наша краткая беседа.

2. Что такое марксизм и учение Маркса?

Марксизм – это система взглядов и учения Маркса. Его учения возникли и определились в одно как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма. Учение Маркса всесильно потому, что оно верно, оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание – так писал В.И.Ленин. Учение Маркса - законченный преемник всего лучшего, что создано человечеством в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма. На этих трех частях учения Маркса, которые В.И.Ленин проанализировал, обобщил и развил далее, а для нашего лучшего понимания написал статью «Три источника - три составные части марксизма». Многие коммунисты вспомнят, с чего они начинали знакомство и изучение этого Великого учения, которое до сих пор никто не может оспорить. Любая критика и оспаривание – ревизионизм, что приводит к идеализму и религии. По этому поводу В.И.Ленин написал статью «Марксизм и ревизионизм».

https//msk.kprf.ru/wp-content/uploads/2018/09/iRR0U3TCH.jpg

I. Философия марксизма – есть материализм

Борьба идеализма с материализмом была жестокой. Если проще сказать – идеализм утверждал: всё сущее на земле: человек и природа - создано свыше. Жизнь на земле ограничена, готовьте себя к вечной жизни на небесах, то есть всем управляет творец свыше. Идеализм и религия – это большие темы. Сегодняшним коммунистам приходится как – то объясняться. Но признавать догматы церкви – это значит отход от материализма и диалектики развития. Маркс и Энгельс отстаивали философский материализм в своих книгах «Людвиг Фейербах» и «Опровержение Дюринга», которые, подобно коммунистическому манифесту, являются настольной книгой каждого сознательного рабочего – писал В.И.Ленин. Но Маркс не остановился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед. Он обогатил классическую немецкую философию, особенно систему Гегеля и материализм Фейербаха. Главное из этих приобретений диалектика, то есть учение о развитии. Это законы движения, объективного развития. Фейербах развил учение об относительности познания – человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Сегодняшние открытия науки и практики человечества просто поражают. Чего стоят цифровые технологии, роботизация и искусственный интеллект. При бурном развитии капитализма, появлении машин и производительности труда люди разбивали машины, так как они оставляли их без средств существования. А в наше время отрабатывают проект замены цифровыми технологиями труда человека. Он как бы в будущем уже и не нужен ни у станка, ни в поле, ни на транспорте. Есть над чем подумать в современной философии материализма?! Но всё это не отменяет законы диалектики развития, человеческого познания природы и мира, они бесконечны. Задача состоит в том, чтобы все открытия сегодняшние и будущие не привели к трагедии уничтожения всего сущего, а были направлены на процветание, и принципы коммунизма всё по потребностям и всё по способностям восторжествовали на Земле.

Но вернёмся к Марксу. Маркс открыл Законы диалектики, такие как закон «Отрицания отрицания» (спираль), закон «От количества к новому качеству» (скачкообразно), закон «От низшего к высшему».

Развивая и углубляя философский материализм, Маркс распространил его от познания природы к познанию человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие во взглядах на историю и политику, сменились поразительно ценной и стройной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается вследствие роста производительных сил другой, более высокий. Из крепостничества вырастает капитализм точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, то есть развивающуюся материю, так и общественное познание человека. То есть разные взгляды и учения – философские, религиозные, политические – отражают экономический строй общества. Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием. Мы видим, как разные политические формы современных государств служат укреплению господства буржуазии над трудящимися. Философия Маркса – есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания рабочему классу, человеку труда в особенности.

II. Политическая экономия Маркса

Признав, что экономический строй является основанием (базисом), на котором возвышается политическая надстройка, Маркс изучил этот экономический строй. Главный его труд «Капитал» посвящен изучению экономического строя капиталистического общества. Классическая политическая экономия до Маркса сложилась в Англии как развитой капиталистической стране. Адам Смит и Давид Риккардо исследуя капиталистический строй, положили начало трудовой теории стоимости. Маркс продолжил их дело. Он строго обосновал, последовательно развил эту теорию. Показал, что стоимость всякого товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени идущего на производство товара. Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), Маркс вскрыл отношения между людьми.

Обмен товаров выражает связь между отдельными производителями при посредстве рынка. Деньги означают, что эти связи становятся всё теснее, неразрывно соединяя всю хозяйственную жизнь отдельных производителей в одно целое. Капитал означает дальнейшее развитие этих связей и товаром становится рабочая сила человека. Наёмный рабочий продаёт свою рабочую силу владельцу земли, фабрики, орудий труда. Одну часть рабочего времени рабочий употребляет на то, чтобы покрыть расходы на своё содержание и своей семьи (заработная плата), а другую часть рабочего дня трудится даром, создавая прибавочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источник богатства класса капиталистов.

Учение о прибавочной стоимости есть краеугольный камень экономической теории Маркса. Капитал, созданный трудом рабочего, давит рабочего, разоряя мелких хозяев и создавая армию безработных. В промышленности победа крупного производства видна сразу, но и в земледелии те же явления. Мелкое крестьянское хозяйство попадает в петлю денежного капитал, разоряется в несколько иных формах, но само падение – бесспорный факт. Убивая мелкое производство, капитал ведет к увеличению производительности труда и к созданию монопольного положения союзов крупнейших капиталистов. Производство становится всё более общественным, миллионы рабочих связываются в планетарный хозяйственный организм, а продукт общего труда присваивается горсткой капиталистов, растет анархия производства, кризисы, бешеная погоня за рынком, необеспеченность существования для массы населения, увеличивается зависимость рабочих от капитала. Капиталистический строй создает великую мощь объединенного труда. Маркс проследил развитие капитализма до высших форм. Опыт государств показывает правильность учения Маркса. В.И.Ленин продолжил изучение империализма как высшей формы капитализма в работах «Развитие капитализма в России», «Социализм в отдельно взятой стране».

III. Социализм – третья составная часть учения Маркса

Когда было свергнуто крепостничество, на «свет божий» явилось «свободное» капиталистическое общество. Сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Различные социалистические учения немедленно стали возникать как отражение этого гнета и протест против него. Но первоначально социализм был как утопический социализм. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении. Утопический социализм фантазировал о лучшем строе (надо вспомнить сон Веры Павловны в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»), убеждал богатых о безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества. Между тем бурные революции, которыми сопровождалось падение феодализма, крепостничества везде в Европе, особенно во Франции, вскрывали как основу всего развития и его движущую силу – борьбу классов. Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать и привести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история: учение о классовой борьбе. Люди всегда будут жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не поймут и не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Идет борьба за сохранение старого и чтобы сломить сопротивление этих классов, есть только одно средство. Найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут и по своему существенному положению должны составить силу, способную смести старое и создать новое. Только философский социализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябают все угнетенные классы. Только экономическая теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем строе капитализма. Во всем мире множатся самостоятельные организации пролетариата, ведущие классовую борьбу.

IV. Заключение

Труд победит капитал. Это особенно важно у нас в России! И чтобы победить, нам нужна научная идеология овладевшая трудящимися. Правящая система не способна и не может повернуть и выйти из тупика, куда привел нашу страну «российский капитализм». Хотя власть и признает, что нам с ними не по пути.

Сегодня КПРФ на острие борьбы за возвращение социализма. Левый поворот неизбежен. Это объективный закон исторического материализма, «спираль» никто отменить не может.

Материал подготовил Г.Н.Бубнов

Просмотров: 983
Рейтинг:
  • 0
 
Наверх