Цикл статей «муниципальная реформа». ЛИКБЕЗ. «Местное самоуправление – что это?»
Согласно Европейской хартии местного самоуправления под данной формой власти понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Осуществляется же это право советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования.
Необходимо отметить, что Российская Федерация перестала быть членом Совета Европы весной 2022 г. и в соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2023 г. № 43-ФЗ Европейская хартия местного самоуправления считается прекратившим действие в отношении Российской Федерации с 16 марта 2022 г.
Российское федеральное законодательство определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (источник: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Реализация гражданами своей воли возможно на трех уровнях:
1. Территориальные муниципальные образования – к этому уровню относятся муниципальный район, внутригородское муниципальное образование (в составе города федерального значения) и городской округ;
2. Поселенческие муниципальные образования – уровень сельских и городские поселений;
3. Территориальное общественное самоуправление – от подъезда дома до сельского населенного пункта, не являющегося поселением.
Именно второй уровень местного самоуправления ликвидируется в рамках предстоящей «муниципальной реформы», а так называемые ТОСы, формально, остаются, но их деятельность сводится, как правило, к благоустройству территорий, на которых они непосредственно создаются.
Эффективное местное самоуправление должно строится на трех базовых принципах:
1. Принципе организационной самостоятельности, гарантирующим самостоятельное определение административных структур, отвечающих двум критериям:
- отвечают установленным гражданами местным требованиям;
- обеспечивают эффективное управление.
2. Принципе территориальной независимости и самостоятельности, устанавливающим требование защиты территорий, на которых местное самоуправление осуществляется, а изменение границ этих территории возможно лишь с учетом мнения граждан, проживающих на них.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, отраженной в Постановлении от 24 января 1997 г. № 1-П, наиболее адекватной формой учета мнения населения, в подобных ситуациях, является местный референдум
3. Принципе финансовой и имущественной независимости, исключающим использование финансовых рычагов влияния на политику местного самоуправления региональной или федеральной власти.
В структуру первых двух уровней местного самоуправления обязательно входят представительный орган муниципального образования (Собрание депутатов), глава муниципального образования и местная администрация.
К компетенции органов местного самоуправления законодатель относит более сорока вопросов. Основные полномочия представительного органа:
1. Утверждает местный бюджет.
2. Устанавливает местные налоги.
3. Утверждает программы развития местных территорий.
4. Осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления.
К полномочиям Главы муниципального образования относятся:
1. Управление муниципальным имуществом.
2. Распоряжение муниципальным имуществом.
3. Разработка местного бюджета, с учетом прогноза социально-экономического развития.
4. Осуществление регулирования земельных отношений.
Подводя черту под содержанием статьи, можно сделать вывод: если органы местного самоуправления избраны действительно путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования, система местного самоуправления построена на принципах организационной, территориальной, финансовой и имущественной независимости, депутаты не просто «отбывают номер», а занимаются разработкой программ развития муниципалитетов, глава ответственно подходит к разработке бюджета и эффективно использует муниципальное имущество, то местное самоуправление является уникальным, свободным от государства институтом гражданского общества, действительно способным сделать жизнь граждан лучше.
Во второй части нашего ЛИКБЕЗА разберемся в предлагаемых нам изменениях, обсудим к чему приведет реформа местного самоуправления, осуществляемая «партией власти» без консультаций не только с обществом, но и с экспертами, и специалистами.
Первый секретарь Комитета Псковского районного отделения КПРФ
М.В. Вяткин