Закон Псковской области «О наказах избирателей»
[i]Проект Настоящий Закон устанавливает порядок внесения, учёта, обобщения, рассмотрения и выполнения наказов избирателей депутатам Псковского областного Собрания депутатов, депутатам представительных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, а также определяет меры по осуществлению контроля за их выполнением. Статья 1. Работа с наказами избирателей осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Псковской области, законов Псковской области, уставов муниципальных образований.
Статья 2. Предложениями по наказам избирателей являются одобренные собраниями (сходами) избирателей, имеющие общественное значение поручения, данные депутатам (кандидатам в депутаты) Псковского областного Собрания депутатов, депутатам (кандидатам в депутаты) представительных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления (кандидатам на занятие выборной муниципальной должности), направленные на улучшение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Псковской области по вопросам экономического, социального, политического развития, удовлетворения материальных и духовных потребностей жителей Псковской области. Наказами избирателей являются предложения по наказам избирателей, утверждённые Псковским областным Собранием депутатов или представительным органом местного самоуправления. Наказы избирателей депутатам Псковского областного Собрания депутатов, депутатам представительных органов местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления являются одной из форм осуществления демократии, выражения воли и интересов населения, непосредственного участия граждан в решении вопросов государственного и местного значения. В качестве наказов избирателей депутатам представительных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления и депутатам Псковского областного Собрания депутатов рассматриваются поручения избирателей, реализация которых соответственно относится к ведению органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, органов государственной власти Псковской области, а также к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Псковской области.
Статья 3. Основными принципами в организации работы с наказами избирателей являются: законность; обоснованность; реальность осуществления; гласность; широкое участие избирателей в выработке и внесении предложений о наказах избирателей; учёт, обобщение и обязательность рассмотрения предложений о наказах избирателей; подотчётность и подконтрольность депутатов Псковского областного Собрания депутатов, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в работе по выполнению наказов; ответственность депутатов Псковского областного Собрания депутатов, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления за реализацию принятых к выполнению наказов избирателей.
Статья 4. Избиратели могут вносить предложения о наказах на собраниях (сходах) избирателей в ходе предвыборных кампаний, а также в ходе ежегодных отчётов депутатов Псковского областного Собрания депутатов, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления о своей работе. Собрание (сход) избирателей обсуждает внесённые предложения о наказах, исходя из их актуальности и общественной значимости, обоснованности и реальности осуществления. Наказы могут носить долгосрочный характер (со сроком исполнения свыше пяти лет) или краткосрочный характер (со сроком исполнения до пяти лет). Наказы, данные для исполнения конкретным лицам во время их избирательной кампании, не могут передаваться или возлагаться на других лиц без согласия последних.
Статья 5. В работе собраний (сходов) избирателей могут принимать участие представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий (независимо от форм собственности), которые при необходимости могут давать присутствующим на собрании (сходе) избирателей соответствующие разъяснения по внесённым предложениям о наказах избирателей.
Статья 6. Решение об одобрении или отклонении предложений о наказах принимается открытым голосованием, большинством голосов присутствующих на собрании (сходе) избирателей, а затем оформляется в письменной форме и передаётся депутатам (кандидатам в депутаты) Псковского областного Собрания депутатов, депутатам (кандидатам в депутаты) представительных органов местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления (кандидатам на занятие выборной муниципальной должности).
Статья 7. Кандидаты в случае избрания их депутатами Псковского областного Собрания депутатов, депутатами представительных органов местного самоуправления или выборными должностными лицами местного самоуправления в месячный срок после вступления в должность представляют предложения о наказах соответственно в Псковское областное Собрание депутатов или представительные органы местного самоуправления.
Статья 8. Предложения о наказах избирателей, полученные депутатами Псковского областного Собрания депутатов, депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления на собраниях (сходах) избирателей в ходе ежегодных отчётов перед избирателями, представляются в Псковское областное Собрание депутатов или представительные органы местного самоуправления не позднее чем за два месяца до рассмотрения соответствующего бюджета.
Статья 9. Учёт и обобщение предложений о наказах избирателей осуществляется в постоянных комитетах Псковского областного Собрания депутатов или комитетах (комиссиях) представительного органа местного самоуправления. Обобщённые предложения о наказах избирателей, реализация которых относится к ведению органов государственной власти Псковской области, направляются в администрацию Псковской области или органы исполнительной власти Псковской области. Обобщённые предложения о наказах избирателей, реализация которых относится к ведению органов местного самоуправления, направляются в исполнительные органы местного самоуправления.
Статья 10. Исполнительные органы государственной власти Псковской области и исполнительные органы местного самоуправления (далее - исполнительные органы) в течение месяца проводят предварительное рассмотрение предложений о наказах избирателей, готовят мотивированные заключения по каждому из представленных предложений о наказах избирателей, а также проект плана мероприятий по выполнению наказов избирателей. В случае необходимости проведения дополнительного изучения предложений о наказах избирателей Псковское областное Собрание депутатов или представительный орган местного самоуправления могут установить срок подготовки заключения более одного месяца. В заключении указываются обоснование целесообразности и возможности выполнения предложения о наказе избирателей или его отклонения, примерный объем и источники финансирования и предполагаемые сроки выполнения. Соответствующие исполнительные органы включают в проект плана мероприятий наказы избирателей, предлагаемые к выполнению. В проекте плана мероприятий по выполнению наказов избирателей указываются: избирательный округ, фамилия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления; содержание наказа избирателей; меры по выполнению; органы, ответственные за выполнение; сроки выполнения.
Статья 11. Рассмотренные постоянными комитетами Псковского областного Собрания депутатов или комитетами (комиссиями) представительного органа местного самоуправления предложения о наказах избирателей обобщаются и выносятся на рассмотрение Псковского областного Собрания депутатов или представительного органа местного самоуправления.
Статья 12. Псковское областное Собрание депутатов или представительный орган местного самоуправления рассматривает внесённые предложения о наказах избирателей до принятия бюджета на очередной финансовый год и принимает решение об одобрении и принятии к выполнению или отклонении по каждому из внесённых предложений о наказах избирателей, а также утверждает план мероприятий по выполнению наказов избирателей.
Статья 13. Решение Псковского областного Собрания депутатов или представительного органа местного самоуправления о результатах рассмотрения предложений о наказах избирателей в месячный срок после принятия доводится до сведения избирателей, инициировавших предложения о наказах, на собраниях (сходах) избирателей и (или) через средства массовой информации.
Статья 14. Решение Псковского областного Собрания депутатов или представительного органа местного самоуправления о наказах избирателей направляется соответствующему исполнительному органу, который учитывает план мероприятий по выполнению наказов избирателей при разработке проектов планов и программ экономического и социального развития, а также проекта бюджета на соответствующий финансовый год.
Статья 15. Организация выполнения наказов избирателей депутатам Псковского областного Собрания депутатов, депутатам представительных органов местного самоуправления и выборным лицам местного самоуправления осуществляется соответствующими исполнительными органами, их структурными подразделениями, должностными лицами, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями.
Статья 16. Финансирование расходов на выполнение наказов избирателей осуществляется за счёт средств областного и местных бюджетов и иных средств в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Депутаты Псковского областного Собрания депутатов, депутаты представительных органов местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, которым даны наказы, могут принимать непосредственное участие в организации их выполнения.
Статья 18. Контроль за выполнением наказов избирателей осуществляют Псковское областное Собрание депутатов, представительные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, Счётная палата Псковской области, контрольные органы местного самоуправления.. Ход выполнения наказов избирателей обсуждается Псковским областным Собранием депутатов и представительными органами местного самоуправления ежегодно на сессиях (заседаниях) при рассмотрении отчётов о выполнении бюджетов, планов экономического и социального развития. Исполнительные органы, предприятия, учреждения, организации и должностные лица, обеспечивающие реализацию наказов избирателей, представляют ежегодно в Псковское областное Собрание депутатов и соответствующие представительные органы местного самоуправления отчёты о ходе выполнения наказов избирателей по состоянию на первое января, а также за срок полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления и депутатов.
Статья 19. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выполнение наказов избирателей, их должностные лица обязаны содействовать депутатам Псковского областного Собрания депутатов, депутатам представительных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления в работе по выполнению наказов избирателей.
Статья 20. Депутаты Псковского областного Собрания депутатов, депутаты представительных органов местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления информируют население о ходе выполнения наказов избирателей через средства массовой информации, а также на собраниях (сходах) избирателей в ходе ежегодных отчётов перед избирателями. Статья 21. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Псковской области ____________________ А.А.Турчак