+ Увеличить шрифт    - Уменьшить шрифт

НЕ ШВЫРЯЙТЕ В ИСТОРИЮ КАМНИ!

3 января 2008 14:33 | Пресс-служба Псковского ОК КПРФ

     1917 год был годом великих социальных потрясений не только России, но и мировой цивилизации. Он нашел отражение в бесчисленных документах, фундаментальных научных исследованиях, публицистике, мемуарах, художественных произведениях, заслужив от их авторов разные оценки. Придет время, когда разноголосица оценок и эмоций будут забыты и революционный 1917 год предстанет досконально изученными и объективно изложенными страницами российской и мировой истории. Только наука способна быть преградой любых поползновений разрушать историю как цементирующую основу существования общества.      Революционные события 1917 года в России в той или иной степени известны большинству. Напомним лишь основные его вехи, ставшие прологом, явлением и эпилогом Октября.
     Февральская революция свершилась. В Пскове император Николай II отрекся от престола и написал в своём дневнике уже как гражданин России: "Кругом измена, и трусость, и обман". В стране установилось двоевластие. Одна – Временное правительство – "власть без силы", другая – Советы – "сила без власти". Последующие мартовские события показали трагичность такого противостояния, заставляя людей и политические силы искать свое место в бурлящем котле революции сквозь "хаос фраз, настроений, упоений".
     Апрель. Ленинские тезисы определили четкий курс большевиков на социалистическую революцию. С каменным упорством они вели граждан к выражению массового недоверия Временному правительству за невыполнение ими своих обещаний. Не парламентская республика – а республика Советов, национализация всех земель в стране, слияние всех банков в один общенациональный и другие требования падали на благоприятную почву возбужденных масс, уставших от войны, голода и холода. Страна уже в это время втягивалась в кровавую Гражданскую войну.
Бурлила и Псковская губерния, где в условиях Первой мировой войны и прифронтового положения также было две власти. Различные политические силы (социал-демократы и социалисты-революционеры (эсеры), трудовики, кадеты и другие) развернули активную работу в массах. Создавались фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы) и профсоюзы.
     Май. Кризис Временного правительства. О продолжении войны до победного конца говорится уже открыто. Это неминуемо ведет многих к большевикам. "Надо скорее кончать эту преступную войну..." – говорил В. И. Ленин, увеличивая тем самым число своих единомышленников.
     Июнь. Первый съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, демонстрация в Петрограде, начало и провал наступления русских войск на фронте.
     Июль – конец двоевластия. В конце июля – начале августа VI съезд большевиков определил главные цели: подготовить пролетариат и беднейшее крестьянство к вооруженному восстанию.
Август. Попытка генерала Л. Г. Корнилова остановить революционный бунт масс. Ее провал сопровождался все большим доверием рабочих, солдат и крестьян большевикам. В конце сентября В. И. Ленин уверенно говорит, что "большинство народа за нас" и "большевики должны взять власть".
     Усиливались революционные настроения и действия в Псковской губернии. Только за март и половину августа 1917 года произошло свыше ста крестьянских выступлений, сопровождавшихся переделом земли. У помещиков отбирали не только землю, но рубили лес, забирали скот. Создавались волостные Советы. Революционной силой в Пскове, Великих Луках, Опочке, Острове, Порхове и Невеле были солдаты запасных полков, которые все больше верили большевикам. Революционные солдаты псковского гарнизона и рабочие-железнодорожники губернии сделали многое, чтобы корниловский поход на Петроград не удался. Как в Питере, так и в Псковском крае наиболее популярными стали лозунги большевиков "Вся власть Советам!", "Мир народам!", "Фабрики и заво¬ды рабочим!", "Хлеб голодным!", "Земля крестьянам!".

     Наступил Октябрь. В. И. Ленин – признанный вождь народных масс и большевиков возвратился в Петроград. Был создан Военно-революционный комитет (ВРК), ставший вскоре штабом восстания. 24 октября утром красногвардейцы отбили от юнкеров типографию газеты "Рабочий путь", заняли главный телеграф, вокзалы, мосты и ближе к ночи – главный почтамт. К утру 25 октября почти весь Питер был в руках восставших. В ночь на 26 октября открылся II Всероссийский съезд Советов. Пал Зимний дворец, Временное правительство арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Съезд принял "Декрет о мире", а в ночь на 27 октября – "Декрет о земле". Было образовано правительство – Совет Народных Комиссаров, председателем которого стал В. И. Ленин.
     Псковский край еще несколько дней испытывал агонию Временного правительства: А. Ф. Керенский попытался вместе с генералом П. Н. Красновым в Пскове, а затем в Острове собрать силы для подавления взбунтовавшейся в Петрограде "черни". Здесь еще были активны эсеры и меньшевики. Но установившаяся в Пскове 1 ноября 1917 году Советская власть охватывала все большее число уездов.
     Половодье Октябрьской революции захлестнуло Россию, ее города и веси.
     Такова вкратце документальная хроника событий Октябрьской революции. И этот свершившийся исторический факт. Его невозможно и нельзя отменить, замолчать и забыть. Его можно оболгать, но это лишь даст временное умиротворение тем, кто желает этого. Можно расплёскивать сомнения в значимости для российской истории и мировой цивилизации этого факта, сделать его пищей для современных партийно-идеологических спекуляций, но это – лишь суета сует, признаки потери памяти, слабости рассудка, отсутствия культуры. Полезнее и лучше учиться у истории, в противном случае сама история заставит через кровь и слезы учиться у нее. М.Горький заметил: "Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо."
     Пожалуй, один из самых ныне сакраментальных вопросов ученых, политиков, да и далеких от "высоких материй" людей – "Можно ли было избежать революций Февральской, а тем более – Октябрьской?" Действительно, была ли в этом необратимая логика истории?
     Россиянам внушается исподволь мысль, что именно большевики расправились с последним царем Российской империи, хотя приговор ему вынесло Временное правительство, Февральская революция в целом. Бесполезно искать истину и в обвинении большевиков в маниакальном стремлении взять власть, установить диктатуру пролетариата, а попутно, чего не скрывал Н. Бухарин, диктатуру одной партии, а значит, и одной идеологии. Ничего не дадут упрёки в том, что действия в 1917 году социал-демократов были противозаконны, противоправны, а значит, преступны. С таким же успехом можно укорять тогдашних депутатов Государственной Думы, генералитет действующей армии и гвардии, самого императора Николая II и царское правительство в доведении России до социального взрыва. Не имеет под собой научной основы и характеристика Октябрьской революции как чисто большевистского эксперимента.
     Февральская и Октябрьская революции 1917 года в России были не случайностью, а закономерным "лечением" социального организма, каковым является общество. В этом организме десятилетиями накапливались и доводились до "кипения", так как не решались властью, различные экономические, духовные и тому подобные противоречия. Их устранение во имя самосохранения общества стало неизбежным, а единственно возможным, но беспощадным хирургом наши деды и прадеды определили революции. Что тут поделаешь, коли не родились и не действовали в то время в Государственной Думе нынешние избранники народа, которые бы возможно сумели, благодаря своей мудрости, не допустить революций?!.
     Вот, что говорил П.Н.Милюков – министр иностранных дел Временного правительства: "В своё время самодержавие совершило великое национальное дело, создав единую Россию, из прежней разрозненной и слабой превратив её в мощную державу; но этой единой и мощной России не доставало граждан: 170 миллионов её населения были лишь подданными, в сущности на таком же положении, как во времена Грозного или Алексея Михайловича. Между тем и по своему международному положению мировой державы, и в силу условий внутренней жизни, Россия нуждалась именно в гражданах: чем сложнее становилась жизнь, чем неотразимее вовлекалась Россия в круговорот мировых отношений, тем настоятельнее представлялась необходимость, чтобы чувство долга органически срослось с духовным бытием человека, чтобы над миром личных, семейных и тесно-кружковых интересов властно царил в нашем сознании интерес общества, олицетворяемый в Родине и Государстве"

    Да, революции 1917 года в России стали результатом общественного кризиса российского общества, проявившего себя уже в начале XX века и обостренного тяготами Первой мировой войны. И в самом деле, разве не было в начале века голодных лет, или люди не работали по 10-15 часов в сутки, получая мизерную плату за труд? Разве большинство не жили в трущобах? Разве не стонали инородцы и не осуществлялись еврейские погромы? Разве не разложилось царское окружение, включая самого царя и царицу, которые слушали советы грязного блудливого мужика? Разве прислушивалась говорливая Государственная Дума, её политические фразеры и авантюристы к разумным доводам трезвых политиков, государственных мужей и ученых?.. И только лозунги большевиков отражали интересы миллионов отчаявшихся людей. Кстати, вспомним слова историка Франции Ж.Мишле: "Чувствительные люди, рыдающие над ужасами революции, уроните несколько слезинок и над ужасами, её породившими".
     В мае 1917 года В. И. Ленин говорил меньшевикам и эсерам: " Массы в тысячу раз левее вас и в сто раз левее нас, большевиков". Словом, путь эволюционного развития, который требует от политиков и власть предержащих всех мастей и оттенков, включая и сегодняшнее время, повседневной рутинной, но умной работы, не состоялся. Февральская и Октябрьская революции в той обстановке стали единственным способом самосохранения наций и народов России. Хотя, повторяя вслед за социалистом Жан Жоресом, ясно, что "Революция – варварская форма прогресса!.. Будет ли нам дано увидеть день, когда форма человеческого прогресса действительно будет человеческой?"

     Весьма поучительным является и ответ на вопрос о том, почему революции 1917 года в России завершились Гражданской войной?
     События тех лет показали опасность бездарности любых сил, захвативших власть, стремления политических партий играть лозунгами, барственно покровительствовать массам и не делать обещанное. Среди революционеров были фанатики и романтики, карьеристы и властолюбцы, провидцы и авантюристы. И не случайно П. Н. Милюков признавался, что в тех условиях русская революция не могла остановиться на результатах Февраля, а, влекомая массами, жаждущими удовлетворить свои человеческие потребности, двигалась к финалу – революции Октябрьской.
     О роли интеллигенции в исторической ломке Н. Бердяев писал, что она отравила народные массы ядом социализма, так как была в своем большинстве антибуржуазна, у нее не было кумиром богатство, даже наоборот, было презрение к нему.
     Не все поступали и так, как русский генерал, военный и государственный деятель А. Н. Куропаткин, который жил в 1906 – 1915 и 1918 – 1925 годы в родовом имении "Шешурино" Холмского уезда Псковской губернии: он категорически отказался от предложения белогвардейцев выступить против Советской власти, заявив: "Я могу командовать только регулярными войсками, а не бандами дезертиров. А вам, господа офицеры, советую идти в военные комиссариаты и встать на учёт, как подобает честному офицеру, любящему свой народ и Родину".
Нельзя не сказать и еще об одном важном аспекте революционных потрясений 1917 года в России, который необходимо знать и помнить не только лидерам политических сил, но и всем здравомыслящим людям. Академик П. Волобуев указывал, что революция, как и любая экстремальная ситуация, обнажает крайние стороны человеческой натуры. Наряду с лучшими проявлениями людских качеств революция показывает и всю гамму психопатологии массового сознания. Питирим Сорокин писал, что в это время в человеке просыпается не только зверь, но и дурак.
Когда говорим о проявлении порой худших сторон человеческой натуры, уместно обратить внимание на роль "вождей" и "вожаков". Первых крайне мало, и они чаще всего бессребреники. "Вожаки" же, напротив, – расчетливые манипуляторы толпой, разжигающие ее примитивные страсти и черпающие силы в людской неграмотности или нетерпении. Об этом мало говорят, но именно эти фигуры революции и периода кардинальных перемен позволяют понять, как светлая вера во всеобщее счастье заменяется идеей "грабить награбленное", затем – построением всех в одну колонну или под демократическим соусом узурпацией власти народными избранниками со ссылками на то, что народ не готов к демократии. Это показали последующие после революции десятилетия, да и дела ряда современных народных заступников всех мастей.
     И последнее. О вождях революции. Они тоже просеиваются безжалостным ситом революции. И лишь немногие из них остаются в памяти потомков. Этой чести, несомненно, удостоен В. И. Ленин – вождь Октябрьской революции. Можно по-разному относиться к нему и как к человеку, и как к ученому, и как к революционеру. Но то, что ни у одного из народов нет ни по глубине, ни по масштабам, ни по результатам исторической деятельности такой личности, как у россиян, – бесспорный факт. И уже одно это должно заставлять людей быть очень осторожными в вынесении В. И. Ленину своего приговора, если они имеют чувство национальной гордости, нравственную устойчивость и мудрость. В. И. Ленин не смог в силу обстоятельств оставить потомкам долговременного проекта переустройства России. Вина за содеянное в последующие годы, как и в сегодняшнее время, лежит на последующих поколениях, которые должны были сами показать силу своего разума, способность создать себе и наследникам человеческие условия жизни. И ныне актуальны слова Н.П.Милюкова, что "…одним из коренных зол… отсутствие в русском обществе, во всех его слоях, и высших и низших, горячего патриотизма, сознательной, живой любви к родине, отсутствие готовности жертвовать собой, отбросив в сторону партийные счёты, забыв личные интересы, привычки и симпатии".
     Надо винить не В. И. Ленина или Г. В. Плеханова в революции, а тот двор, который окружал царя, ту либеральную, ту российскую печать, политические партии всех мастей, которые в предреволюционные годы не упускали возможности воздвигать самые чудовищные обвинения против власти, дискредитировали ее и взахлеб смаковали неудачи и поражения собственной страны. Именно поэтому та малая демократия, которая была дарована обществу после кровавых январских событий 1905 года, привела к взрыву черносотенства, мракобесия, антисемитизма, расизма; миллионы человеческих жизней ломались во имя красивых идей, а затем стали жертвами революционного 1917 года.
     Революции в России, их значение, масштабы и влияние на коренные изменения в стране и мировое развитие, бесспорны, огромны и внушительны. Февральская – низвергла монархию, установила республиканское правление; россияне стали гражданами, а не подданными царя, получило развитие профсоюзное движение, включая появление фабрично-заводских и местных комитетов профсоюзов. Октябрьская социалистическая революция открыла возможности дальнейшего углубления демократических процессов, определила развитие России на социалистических началах, укрепила власть Советов, заложила фундамент равенства наций, народностей, установления социального равноправия женщин, явилась детонатором национально-освободительного движения в колониальных странах, началом практического воплощения коммунистического учения во многих уголках земли. Карта нынешнего политического мира обязана Октябрьской революции, её воздействию и триумфу.
     С историей нельзя обращаться как с публичной девкой, обряжая её по своему разумению и вкусу, а страницы истории оценивать и переоценивать, присматриваясь к ним, как к барахлу, шмоткам на разноголосом рынке. Революция, сколь трагическими, а порой отталкивающими сторонами она ни обладала, есть зарождение нового. Как воплотились в реальность мечты и замыслы россиян, теоретиков и поклонников коммунистических идей во всем мире, показали последующие десятилетия, но эпохальность двух революций – несомненна. Они – боль и радость, разочарование и надежда, трагедия и торжество, поражение и слава миллионов народных масс и их вождей. И, следуя принципу "истина дороже", современникам необходимо исследовать подлинную историю революционных взрывов, проанализировать результаты, усвоить их порой горькие уроки, чтобы всем вместе жить и обеспечить каждому человеку достойную жизнь сегодня и завтра.

     Свобода и достоинство – высшие ценности человеческого бытия. И народу приходилось и поныне порой приходится силой утверждать их в обществе, вырывать у тех, кто их присваивает. И Октябрьская революция была стремлением народа взять для себя свободу, вернуть себе человеческое достоинство. Но эта революция стала чередой горьких неудач, жертв и насилия. Но разве с разрушением Советского Союза, уничтожением Советской власти не принесли в жертву революционным демократическим преобразованиям миллионы человеческих судеб и, в буквальном смысле слова, жизнь соотечественников?
     Здесь вполне уместно сказать и несколько слов об установлении национальных праздников России думцами-соврменниками, которые принимают законы и о праздниках, которые по из разумению должны с любовью отмечать граждане подвластной им страны. Отметим, что это подавляющее большинство членов партии «Единая Россия».
Закон есть закон. Праздник 4 ноября установлен Всероссийским праздником. Он связан с датой освобождения 4 ноября (по старому стилю 22 октября) 1612 года Москвы от поляков казаками Трубецкого и земщины под предводительством Минина и Пожарского. Событие важное и знаменательное. Разгром польской интервенции показал, что Смутное время (1584 – 1613 годы) не разрушили основ Русского государства: единства религиозного и политического, в целом духовного единства народов России.
     Однако установление дня освобождения Москвы от поляков в то время Всероссийским национальным праздником вряд ли можно воспринять с большой симпатией. Тем более на фоне отмены выходного дня, а фактически попытки отменить празднование 7 и 8 ноября Великой Октябрьской социалистической революции. Не постигнет ли его участь празднование дня независимости России 12 июня, когда не могли объяснить населению – от кого Россия приобрела независимость, и стали называть праздник "День России"?..
     Аргумент, который выразил один из избранников, весьма оригинален, если не сказать прямо – неубедителен. Предлагая установить праздник 4 ноября, когда Россия в 1612 году освободилась от польских захватчиков, является "действительно значимым днём для россиян. Этот праздник не такой спорный, как отмечаемый 7 ноября День согласия и примирения". Вот так: один менее спорный чем другой, хотя, официально называемый День примирения, словно и впрямь в этот день в 1917 году россияне целовали друг друга в макушку, а не поддержали с оружием в руках одни – свержение Временного правительства и не пошли за большевиками, меньшевиками и эсерами, а другие – само Временное правительство и желание вернуть монархию, так и остался праздником Октябрьской революции, особенно для старших поколений. Действительно, само название "День примирения" с самого начала воспринимался здравомыслящими абсурдом. В самом же праздновании Октябрьской революции 7 ноября не было, и нет ничего спорного. Революция – состоявшийся исторический факт. Он может нравиться или нет, но социалистическая революция была. Да, её называют "октябрьским переворотом", так её называли и большевики во главе с В.И. Лениным. И только со временем, увидев реальное влияние революции на переустройство общества, страны да и мира этот "октябрьский переворот" с 1937 года стали называть Великой Октябрьской социалистической революцией и объявили официальным праздником, он появился на календаре. Надо же знать хотя бы азы истории, чтобы не утверждать спорность празднования 7 ноября. Его можно отменить, но аргументы должны быть весьма вескими и не оскорблять память и жизнь многих из тех, кто и ныне признаёт Великий Октябрь – великим днём, каким он действительно и является, даже если кому-то очень это не по душе.
И действительно ли дата 4 ноября 1612 года является "не такой спорной", что эта дата является национальной святыней всех объединяемых ныне Российской Федерацией народов, когда многие из них в то далёкое время не относились к населению России? Мало того, образ Казанской иконы Божией Матери, который вдохновил ополченцев на борьбу с поляками, относится к православной вере, а ныне в России живут не только православные. Кого объединяет и должен объединять этот национальный праздник?
     А исторические события предшествовавшие 4 ноября 1612 года и после вообще "смущают" и начисто отвергают признание дня освобождения в то время Москвы от польских интервентов, как это утверждают некоторые исторические оценки и нынешние политики, как Всероссийский национальный праздник.
     Судите сами.
     На престол поляков посадила сама Москва, избрав на российский престол 27 августа 1610 года польского королевича Владислава и впустив в свои стены польский военный отряд под начальством Жолковского. Так были ли поляки интервентами? Или Москва в то время из двух зол, ибо Лжедмитрий II - Самозванец или как его называли Тушинский вор, тоже представлял угрозу для Москвы, выбрала меньшее?
     4 ноября 1612 года с освобождением Москвы сама Россия не освободилась от польских захватчиков, а это не одно и то же. В последующие годы этим захватчиком были отданы значительные территории вместе с русскими городами.
     В 1612 году Новгород, захваченный шведами, отложился от Русской земли и признал своим государём шведского королевича Карла Филиппа, Псков присягнул на верность Лжедмитрию III – самозванцу Сидорке, сдался после двухлетней обороны на волю победителям-полякам.
     Ещё аргументы?!. И это "не такой спорный" день – 4 ноября!?.
     Приживётся ли праздник 4 ноября 1612 года, как общенациональный и бесспорный по своей исторической глубине и значимости для многонациональной демократической России – покажет время. Но одно бесспорно – нельзя, не позволительно ныне живущим и обязанным своей личной судьбой, как и появлением на свет, пренебрегать прошлым, швырять в историю камни, если мы хотим слыть великой страной, где достойно и свободно живут граждане-патриоты, где правители не страдают идеологической чесоткой, а мудры в словах и делах.
     Французы до сего времени не отменили свой национальный праздник – Штурм Бастилии, который отмечают с 1880 года, хотя этот Штурм в последующие революционные годы имел для страны кровавый след.
     Национальный праздник страны должен не столько отражать то или иное историческое событие, сколько показывать общественно-политические эпохальные перемены в государстве, значимые мировые движения и т.д., которые запечатлены в народе не законами, а, прежде всего, в его неугасающей памяти, объединять людей и убеждать их в величии Родины…
     Будем уважать свою историю! Только так можно искренне говорить о патриотизме, о воспитании чувства долга к своей Родине и чести быть её гражданином.

А. И. Лобачёв – главный редактор «Псковской энциклопедии»,
доктор исторических наук, профессор-политолог,
заведующий кафедрой гуманитарных наук
Псковского государственного политехнического института,
член Союза журналистов России

г. Псков, 28 февраля 2006 г.

Просмотров: 2723
Рейтинг:
  • 0
 
Наверх